Page 9 -
P. 9
спечение цехов технической и технологической видел: в секретные цеха не допускались специ-
документацией, материалами, организация ис- алисты других производств. Снова пришлось
пытаний на стендах, координация работ целой учиться.
армии своих и сторонних исполнителей и огром-
ная ответственность. Несомненно, он обладал Конструкторы «Красного путиловца» выпол-
необходимыми качествами руководителя такого няли отдельные опытные работы в танкострое-
уровня: работоспособностью, глубокими знани- нии задолго до начала серийного производства
ями, умением организовать и сплотить людей, на заводе в 1932 году среднего танка Т-28 (проект
силой убеждения, самодисциплиной и, конечно, Опытного конструкторского механического отде-
производственным опытом предшествующих лет. ла Машиностроительного завода им. Ворошило-
Б. Н. Лобода, однокурсник Петра Георгиевича, а ва). Также путиловцы поставляли узлы ходовой
впоследствии директор ЗАО «Завод «Киров-Энер- части для производства легкого танка Т-26 на
гомаш», во время создания «Акулы» работавший ленинградский завод «Большевик». В 1934 году
начальником участка, вспоминал: «Петр пере- группа конструкторов, занимавшаяся вопроса-
велся к нам (в Ленинградский кораблестроитель- ми подготовки документации для производства
ный институт) с Украины на третий курс и сразу работ по танковой тематике, была преобразована
привлек к себе внимание. Уже в молодости чув- в Специальное конструкторское бюро СКБ-2. В
ствовалось, что он как магнит притягивает к себе 1937 году его возглавил Ж. Я. Котин. Танк Т-28
доброжелательные взгляды... Не может человек выпускался до 1940 года. В его конструкцию
сформироваться за один день. Он на заводе рабо- путиловцами-кировцами было внесено более
тал на разных направлениях, рос в должностях 600 изменений, которые позволили повысить
по ступеням. Был человеком твердым. Обращал прочность и надежность машины. В 1938-м КБ
внимание на каждую мелочь, добивался чисто- и завод приступили к созданию тяжелых тан-
ты на всех местах службы, по всей подвластной ков собственной конструкции. 19 ноября 1939
ему территории». года тяжелый танк КВ (Клим Ворошилов) был
принят на вооружение и началось его серийное
За несколько дней до сдачи турбины в октябре производство под руководством директора заво-
1978 года П. Г. Семененко назначают директором да И. М. Зальцмана. В 1943 году на Кировском
одного из ведущих тогда производств объедине- заводе, эвакуированном в Челябинск, был создан
ния - танкового. танк ИС (Иосиф Сталин), а также самоходные
артиллерийские установки на базе выпускаемых
С танками он никогда не работал, новый танк тогда танков.
с газотурбинным двигателем Т-80 ни разу не