Page 13 -
P. 13
падали, работникам нечем было платить зарпла- для ремонта нефтяных и газовых скважин. В из-
ту, многие из них покидали завод, закрывались готовление первой партии вышек в количестве
цеха. В такой ситуации нужно было не только 10 штук шведы вложили около 2 млн долларов.
самому осознавать необходимость радикальных Дальнейшую судьбу энергомашиностроения на
реформ, но иметь решительность, невероятную заводе определило подписание меморандума, а
уверенность и оптимизм, чтобы повести за собой позднее и договора о совместной деятельности
людей. Кировскому заводу снова повезло с дирек- между ГТК «Газпром» и ГП «Кировский завод» в
тором. П. Г. Семененко, обладающий всеми этими области создания высокопроизводительной тех-
качествами, был призван спасти предприятие, ники для нужд газовиков.
как когда-то Н. И. Путилов.
Между тем государство полностью устрани-
Под руководством Петра Георгиевича коман- лось от участия в промышленном производстве.
да топ-менеджеров и специалистов разработала К началу 1992 года на заводе в три раза сокра-
стратегический план выхода из кризиса и разви- тились объемы выпускаемой продукции, возник
тия завода, когда переход к рынку в стране еще кризис неплатежей, ситуация вела к банкрот-
не начался. Прежде всего, нужно было найти ству. После изучения опыта зарубежных органи-
замену ушедшим заказам, найти деньги на про- заций и в условиях уже внедренных еще в 70-е
изводство новой техники. Впервые напрямую, а годы некоторых принципов хозрасчета в цехах,
не через правительственные структуры (в прак- было принято решение о создании хозрасчет-
тике страны такого еще не было) был заключен ных комплексов – профитцентров (прибыльных
договор с Ассоциацией дорожно-строительной центров) без придания им статуса юридических
техники, которая профинансировала проект про- лиц, что в то время означало бы разделение соб-
изводства промышленных машин на Кировском ственности завода. Из зарубежного опыта были
заводе. В начале 1990-х впервые в России под приняты отдельные организационные принци-
руководством П. Г. Семененко был разработан и пы, их опыт был приспособлен к российским ре-
поставлен на серийное производство унифици- алиям. 1 сентября 1992 года на Кировском заво-
рованный ряд (более 10 типов) базовых колесных де, впервые в России, практически произошла
машин для дорожно-строительных работ, соот- экономическая и организационная революция.
ветствующих мировому уровню. Вслед за этим Перейдя на самофинансирование и лишившись
проектом, созданное с участием капитала швед- денег из бюджета, завод получил возможность
ской фирмы «Хеглунд» и АО «Роснефть» акцио- самостоятельно распоряжаться прибылью. Ма-
нерное общество «Агрегат» выпустило установку териальная заинтересованность в труде коллек-