Page 8 -
P. 8

сотни сложных механизмов различного назна-       ных кораблей ВМФ – ракетных крейсеров типа
чения для флота, более 100 проектов турбинных    «Варяг» и «Адмирал Зозуля», тяжелого авианесу-
установок. Турбину собственной конструкции       щего крейсера «Киев», были созданы турбоагре-
«Красный путиловец» создал в 1935 году, она се-  гаты для атомных подводных ракетоносцев. До
рийно выпускалась на заводе до войны.            недавнего времени 83% АПЛ, сделанных в СССР
                                                 и России, были оснащены ГТЗА, созданными на
    В 1938 году турбинное КБ Кировского завода   Кировском заводе.
приступило к проектированию турбозубчатого
агрегата для новейших эсминцев. Всего же с           Вершиной технической мысли в отечествен-
1926 по 1941 год были разработаны шесть типов    ном кораблестроении является создание в начале
турбозубчатых агрегатов для сторожевиков и       80-х годов прошлого века уникальных страте-
эсминцев.                                        гических АПЛ третьего поколения, известных
                                                 под названием «Акула». Размеры корабля: дли-
    Качественно новый уровень турбостроения      на - 170 м, ширина - 25 м, высота с рубкой - 26 м,
был достигнут в 1950-е годы, когда создавался    полное подводное водоизмещение - 33,8 тыс. т,
атомный, затем ракетно-ядерный подводный         глубина погружения - 500 м, автономность пла-
флот страны. Паротурбинные установки Ки-         вания - 120 суток, экипаж - 179 человек.
ровского завода для атомных подводных лодок
первого и второго поколений безотказно эксплу-       Этот самый крупный, не имеющий аналогов
атировались в течение 30-40 лет. Параллельно     в мире, подводный корабль был занесен в Кни-
с созданием ГТЗА для атомных подводных ло-       гу рекордов Гиннеса. Проектирование и изго-
док кировцы изготовили главный турбоагрегат      товление турбины традиционно проводилось в
(ГТА) для первого в мире атомного ледокола       турбинном КБ-4 и в цехах завода. Турбинное
«Ленин», так же как и для ледоколов второго и    производство в то время претерпело масштаб-
третьего поколений. На заводе были созданы и     ные изменения: были построены новые цеха,
запущены в серийное производство турбоуста-      испытательные стенды, обновлен парк станков
новки для сухогрузов типа «Ленинский комсо-      и оборудования. В создании уникального блока
мол», газотурбохода «Парижская коммуна», для     были задействованы коллективы конструкторов,
танкеров типа «Прага» и «София». В 1960-1970-е   лабораторий, различных цехов, смежные органи-
годы главное внимание уделялось турбинным        зации. Существенный вклад в реконструкцию
установкам для атомных подводных лодок вто-      производства, организацию работ по созданию
рого поколения, но одновременно усовершенство-   ГТЗА внес главный строитель турбины Петр
вались и разрабатывались установки для надвод-   Георгиевич Семененко. На его плечи легло обе-
   3   4   5   6   7   8   9   10   11   12   13