Page 8 -
P. 8
сотни сложных механизмов различного назна- ных кораблей ВМФ – ракетных крейсеров типа
чения для флота, более 100 проектов турбинных «Варяг» и «Адмирал Зозуля», тяжелого авианесу-
установок. Турбину собственной конструкции щего крейсера «Киев», были созданы турбоагре-
«Красный путиловец» создал в 1935 году, она се- гаты для атомных подводных ракетоносцев. До
рийно выпускалась на заводе до войны. недавнего времени 83% АПЛ, сделанных в СССР
и России, были оснащены ГТЗА, созданными на
В 1938 году турбинное КБ Кировского завода Кировском заводе.
приступило к проектированию турбозубчатого
агрегата для новейших эсминцев. Всего же с Вершиной технической мысли в отечествен-
1926 по 1941 год были разработаны шесть типов ном кораблестроении является создание в начале
турбозубчатых агрегатов для сторожевиков и 80-х годов прошлого века уникальных страте-
эсминцев. гических АПЛ третьего поколения, известных
под названием «Акула». Размеры корабля: дли-
Качественно новый уровень турбостроения на - 170 м, ширина - 25 м, высота с рубкой - 26 м,
был достигнут в 1950-е годы, когда создавался полное подводное водоизмещение - 33,8 тыс. т,
атомный, затем ракетно-ядерный подводный глубина погружения - 500 м, автономность пла-
флот страны. Паротурбинные установки Ки- вания - 120 суток, экипаж - 179 человек.
ровского завода для атомных подводных лодок
первого и второго поколений безотказно эксплу- Этот самый крупный, не имеющий аналогов
атировались в течение 30-40 лет. Параллельно в мире, подводный корабль был занесен в Кни-
с созданием ГТЗА для атомных подводных ло- гу рекордов Гиннеса. Проектирование и изго-
док кировцы изготовили главный турбоагрегат товление турбины традиционно проводилось в
(ГТА) для первого в мире атомного ледокола турбинном КБ-4 и в цехах завода. Турбинное
«Ленин», так же как и для ледоколов второго и производство в то время претерпело масштаб-
третьего поколений. На заводе были созданы и ные изменения: были построены новые цеха,
запущены в серийное производство турбоуста- испытательные стенды, обновлен парк станков
новки для сухогрузов типа «Ленинский комсо- и оборудования. В создании уникального блока
мол», газотурбохода «Парижская коммуна», для были задействованы коллективы конструкторов,
танкеров типа «Прага» и «София». В 1960-1970-е лабораторий, различных цехов, смежные органи-
годы главное внимание уделялось турбинным зации. Существенный вклад в реконструкцию
установкам для атомных подводных лодок вто- производства, организацию работ по созданию
рого поколения, но одновременно усовершенство- ГТЗА внес главный строитель турбины Петр
вались и разрабатывались установки для надвод- Георгиевич Семененко. На его плечи легло обе-