Page 6 -
P. 6
под вражескими артиллерийскими обстрелами и теля крупных рабочих коллективов. Герой Соци-
бомбежками, в тисках блокады самоотверженно алистического Труда, лауреат Государственной
выполняли фронтовые заказы. Завод продолжал премии СССР, кавалер ордена Трудового Крас-
выпуск пушек, корпусов мин, гранат, снарядов ного Знамени, депутат Государственной Думы
для гвардейских минометов («катюш»), ремонти- Федерального Собрания РФ третьего созыва
ровал танки. Кировцы с честью выполнили свой И. В. Захаров работал в то время в МХ-28 слеса-
долг перед Родиной, выпустив за годы войны рем-сборщиком. Вот что он вспоминает: «Задол-
свыше 18 тысяч танков и самоходных орудий, го до ежедневного утреннего совещания Петр
48 500 дизельных моторов, более 17 млн загото- Георгиевич появлялся в цехе, обходил рабочие
вок артиллерийских снарядов и много другой места, успевал поговорить с рабочими не толь-
остро необходимой фронту продукции. ко о производственных вопросах, но и о лич-
ной жизни... На оперативке ни один начальник
Послевоенное возрождение проводилось «всем не мог «смухлевать», так как Семененко знал
миром» и при помощи государства. К 1960-м го- истинное положение дел».
дам определились основные производства: трак-
торное, металлургическое и турбинное. Первые два трактора на «Красном путиловце»,
собранные к 1 мая 1924 года, были копией аме-
Когда Петр Георгиевич Семененко пришел на риканского трактора «Фордзон», купленного за
знаменитый Кировский завод, в отделе кадров золото. Его пришлось разобрать и скопировать
ему предложили должность мастера в турбинном все узлы и детали, так как не было ни чертежей,
производстве, не надеясь, что он, как и многие ни спецификаций, ни технических данных о ма-
другие молодые специалисты, захочет пойти в териалах. Трактор получил имя «Фордзон-пути-
цех, но Петр сразу дал свое согласие. Способно- ловец», рабочие его тут же прозвали «Федором
сти молодого руководителя проявились с первых Петровичем». Он имел карбюраторный двигатель
шагов, поэтому очень скоро он стал заместителем мощностью 14,7 кВт, работавший на керосине,
начальника цеха турбинных лопаток, а с 1973 развивал скорость до 10,8 км в час. Так нача-
года был переведен в тракторное производство лось сельскохозяйственное тракторостроение в
сначала заместителем, потом начальником цеха России. Этот трактор выпускали до апреля 1932
МХ-28, а затем начальником сборочно-сварочно- года. В 1931-м началось освоение производства
го цеха. До августа 1977 года Петр Георгиевич трактора «Универсал». К 1941 году с заводского
Семененко прошел производственную школу конвейера сошли 125 000 сельскохозяйственных
тракторостроителя, хозяйственника и руководи- тракторов.